Мультимедийный проект о том, как начать свое дело в России. Предприниматели, у которых уже все получилось, делятся опытом с новичками. Это не многословные истории успеха, которые невозможно повторить. Здесь без лишних эмоций, поэтапно, с практическими расчетами рассказывают, что и как нужно делать.
Как открыть свой сервис ремонта бытовой техники
Два варианта: онлайн и офлайн
Рынок ремонта бытовой техники и электроники в России стабильно растет с середины 90-х, хотя за последние годы темпы замедлились - оказали влияние и экономические кризисы, и коронавирус, и удорожание запчастей. В пандемийном 2020-м объем рынка в стране сократился почти на 11%, однако уже в 2021 году начал восстанавливаться.
По данным AnalyticResearchGroup, в 2021 году объем оказанных услуг по ремонту техники и электроники вырос на 26,7%, достигнув 56,4 млрд рублей. В 2022 году рынок рос практически так же - помогли ограничения на ввоз бытовой техники, рост ее стоимости, как следствие - спроса на ремонт ранее приобретенных товаров.
В Екатеринбурге при этом рынок еще не до конца восстановился: с января 2020 года по май 2023-го, по данным аналитиков «Контур.Фокуса», число организаций по ремонту бытовой техники, коммуникационного и компьютерного оборудования снизился на 15,5% - с 1,89 тыс. до 1,6 тыс. организаций. Но запрос со стороны клиентов, отмечают участники рынка, стабилизировался. Так, только с марта по май 2022 года спрос на услуги специалистов по ремонту техники в базе платформы «Авито Услуги» вырос на 44%. А значит, как раз сейчас появился простор для новых игроков.
По данным исследовательского агентства ORO и «Авито Услуги», в этой сфере сейчас работают около 235 тыс. провайдеров. За 2022 год они получили 230 млн заказов, категория вошла в топ-5 по доле заказов на рынке услуг (6%). Общая выручка исполнителей за год достигла 381 млрд рублей.
Онлайн или офлайн
Прежде чем начать, нужно выбрать формат - полноценная мастерская или работа через сервисные онлайн-платформы. На рынке отмечают рост объема заказов именно через цифровые платформы. По данным «Авито Услуги», в 2022 году спрос на ремонт и обслуживание крупной бытовой техники вырос на 41%, мелкой - на 43%, мобильных телефонов - на 63%.
По такому пути пошел Вячеслав Березкин, который после нескольких лет работы в найме в 2021 году организовал собственную команду ремонтников.
И если в начале пути он сам выезжал на заказы, то теперь занимается только организационными вопросами - обеспечивает мастеров заявками. По словам Березкина, такой формат позволяет работать удаленно, находить мастеров в других городах и расширять бизнес.
«У меня есть бригада в Екатеринбурге и в Челябинске, сейчас выходим на Пермь. С некоторыми я даже не виделся очно. Главное набирать команду из тех, кто умеет работать руками, обеспечивать их заявками и следить за рейтингом и продвижением», - говорит Вячеслав.
Денис Тырышкин - владелец классической мастерской по ремонту бытовой техники. В 2018 году вместе с компаньоном он купил готовый бизнес в Академическом. За время работы точка «Академ Сервис» один раз поменяла локацию, поскольку первая оказалась не слишком удачной. Сейчас в компании посменно работают два человека - сам владелец и его напарник. До пандемии штат составлял пять человек, но теперь такое число людей сложно обеспечить заказами. Кроме того, пришлось отказаться от статуса индивидуального предпринимателя. Денис, впрочем, как и Вячеслав, оказывает услуги как самозанятый.
Онлайн или офлайн
Прежде чем начать, нужно выбрать формат - полноценная мастерская или работа через сервисные онлайн-платформы. На рынке отмечают рост объема заказов именно через цифровые платформы. По данным «Авито Услуги», в 2022 году спрос на ремонт и обслуживание крупной бытовой техники вырос на 41%, мелкой - на 43%, мобильных телефонов - на 63%.
По такому пути пошел Вячеслав Березкин, который после нескольких лет работы в найме в 2021 году организовал собственную команду ремонтников. И если в начале пути он сам выезжал на заказы, то теперь занимается только организационными вопросами - обеспечивает мастеров заявками. По словам Березкина, такой формат позволяет работать удаленно, находить мастеров в других городах и расширять бизнес.
«У меня есть бригада в Екатеринбурге и в Челябинске, сейчас выходим на Пермь. С некоторыми я даже не виделся очно. Главное набирать команду из тех, кто умеет работать руками, обеспечивать их заявками и следить за рейтингом и продвижением», - говорит Вячеслав.
Денис Тырышкин - владелец классической мастерской по ремонту бытовой техники. В 2018 году вместе с компаньоном он купил готовый бизнес в Академическом. За время работы точка «Академ Сервис» один раз поменяла локацию, поскольку первая оказалась не слишком удачной. Сейчас в компании посменно работают два человека - сам владелец и его напарник. До пандемии штат составлял пять человек, но теперь такое число людей сложно обеспечить заказами. Кроме того, пришлось отказаться от статуса индивидуального предпринимателя. Денис, впрочем, как и Вячеслав, оказывает услуги как самозанятый.
Историю своего бизнеса Денис Тырышкин рассказал в новом выпуске нашего подкаста. Послушать его можно прямо здесь: или на любой другой подкаст-площадке
«Нам пришлось поменять систему налогообложения, чтобы удержаться на плаву. С июля 2022 года всех ИП, которые торгуют или оказывают услуги, обязали поставить кассовые аппараты, и во время пандемии это стало крайне невыгодно - они не окупались. Поэтому работаем как самозанятые, сотрудничаем как с физлицами, так и с юрлицами», - поясняет владелец «Академ Сервиса».
Областной фонд поддержки предпринимательства — важный ресурс для предпринимателей Свердловской области. Региональные и федеральные меры поддержки, льготные финансы, бизнес-мероприятия, бесплатное обучение и многое другое.
Как стать предпринимателем и открыть своё дело?
Выбор места и оборудование
Этот пункт актуален для классических сервисных центров. А вот Вячеслав Березкин и его команда работают без помещения - чинят либо на выезде у заказчика, либо отвозят к себе домой.
По словам Дениса Тырышкина, при покупке бизнеса он сразу учитывал расположение мастерской. Академический - один из наиболее перспективных районов для развития, поскольку еще строится и население постоянно увеличивается. Например, в районе железнодорожного вокзала, где живет предприниматель, новостроек не так много и рынок уже поделен - конкурировать с сервисами, которые работают давно, очень сложно, а потенциальная аудитория меньше.
Помимо самого района важно выбрать конкретную локацию. Денис отмечает, что идеальное место - это проходные точки на главных улицах. Однако и аренда такого помещения будет дороже.
«Первая точка у нас была в удачном проходном месте, однако само помещение было неудобным - клиентам приходилось заходить через смежный магазин. Минус нынешнего помещения в том, что оно находится во дворе и поток людей меньше. Но кто ищет, тот найдет», - говорит владелец «Академ Сервиса».
По его словам, для работы достаточно 18 квадратных метров, разделенных на пункт приема и комнату для работы мастера. Главное - не превращать помещение в склад отремонтированной техники и вовремя отдавать ее заказчику.
В отличие от многих других бизнесов, для открытия ремонтной мастерской не нужно много дорогого оборудования. Максимум - паяльная станция, отвертки, стеллажи для хранения. По подсчетам Вячеслава Березкина, его мастерам для старта достаточно 10 тыс. рублей - это цена набора инструментов и тех расходников и запчастей, которые могут пригодиться прямо на месте.
Выбор места и оборудование
Этот пункт актуален для классических сервисных центров. А вот Вячеслав Березкин и его команда работают без помещения - чинят либо на выезде у заказчика, либо отвозят к себе домой.
По словам Дениса Тырышкина, при покупке бизнеса он сразу учитывал расположение мастерской. Академический - один из наиболее перспективных районов для развития, поскольку еще строится и население постоянно увеличивается. Например, в районе железнодорожного вокзала, где живет предприниматель, новостроек не так много и рынок уже поделен - конкурировать с сервисами, которые работают давно, очень сложно, а потенциальная аудитория меньше.
Помимо самого района важно выбрать конкретную локацию. Денис отмечает, что идеальное место - это проходные точки на главных улицах. Однако и аренда такого помещения будет дороже.
«Первая точка у нас была в удачном проходном месте, однако само помещение было неудобным - клиентам приходилось заходить через смежный магазин. Минус нынешнего помещения в том, что оно находится во дворе и поток людей меньше. Но кто ищет, тот найдет», - говорит владелец «Академ Сервиса».
По его словам, для работы достаточно 18 квадратных метров, разделенных на пункт приема и комнату для работы мастера. Главное - не превращать помещение в склад отремонтированной техники и вовремя отдавать ее заказчику.
В отличие от многих других бизнесов, для открытия ремонтной мастерской не нужно много дорогого оборудования. Максимум - паяльная станция, отвертки, стеллажи для хранения. По подсчетам Вячеслава Березкина, его мастерам для старта достаточно 10 тыс. рублей - это цена набора инструментов и тех расходников и запчастей, которые могут пригодиться прямо на месте.
Тинькофф Бизнес* предлагает полный набор продуктов и решений для малого бизнеса в любой сфере — от автосервиса до салона красоты.
Поиск людей
При подборе персонала и Вячеслав, и Денис, которые сами занимаются ремонтом, делают ставку только на уже обученных специалистов, поскольку обучать их с нуля - долго и невыгодно.
По словам Дениса, сейчас он не набирает новых сотрудников, поскольку ситуация на рынке нестабильная, однако до этого брал людей только с опытом. Предпочтение отдавал специалистам-универсалам, которые могут починить и телевизор, и духовку, и мобильный телефон. «Найти такого универсала очень сложно. Вокруг в основном мастерские по ремонту мобильных телефонов.
Мастеров, которые разбирались бы в разной технике, очень мало», - отмечает предприниматель.
На первоначальном этапе вообще можно не привлекать работников, выполнять все обязанности самостоятельно, пока объем заказов не превысит ваши возможности.
Поиск людей
При подборе персонала и Вячеслав, и Денис, которые сами занимаются ремонтом, делают ставку только на уже обученных специалистов, поскольку обучать их с нуля - долго и невыгодно.
По словам Дениса, сейчас он не набирает новых сотрудников, поскольку ситуация на рынке нестабильная, однако до этого брал людей только с опытом. Предпочтение отдавал специалистам-универсалам, которые могут починить и телевизор, и духовку, и мобильный телефон. «Найти такого универсала очень сложно. Вокруг в основном мастерские по ремонту мобильных телефонов. Мастеров, которые разбирались бы в разной технике, очень мало», - отмечает предприниматель.
На первоначальном этапе вообще можно не привлекать работников, выполнять все обязанности самостоятельно, пока объем заказов не превысит ваши возможности.
Ежемесячные расходы:
Ежемесячные Доходы:
Итого:
от 84 000 до 124 000
Экономика классической мастерской по ремонту техники
Расчеты Дениса Тырышкина, тыс. рублей
Аренда - 17 000
Налоги - до 10 000*
Зарплата - 27 000
Расходники - 30 000 - 70 000
В сезон - до 280 000
В несезон - от 80 000
* 4% от доходов, полученных от физлиц, и 6% от доходов, полученных от юрлиц
ATVIRA — Прямые поставки из Китая для вашего бизнеса
Поиск клиентов
Затраты на рекламу — одна из ключевых статей расходов. Вячеслав Березкин ищет клиентов на площадке «Авито». Чтобы обеспечить постоянный поток заказчиков, пользуется услугами продвижения на площадке. В месяц, по его оценкам, на маркетинг уходит порядка 30 тыс. рублей. Кроме того, чтобы компанию и ее мастеров рекомендовали, необходимы хорошие отзывы.
«Рейтинг и отзывы очень важны. Бывают и задержки, и накладки, бывает, что предоставленная услуга не соответствует ожиданиям заказчика. Поэтому иногда приходится работать даже бесплатно, лишь бы клиент был доволен. Зато все это компенсируют хорошие отзывы. Люди приходят, видя высокую оценку и по рекомендациям. Например, контакты мастера могут распространять по общедомовым чатам. Тогда клиенты идут к тебе целыми подъездами», - говорит Вячеслав.
Владелец «Академ Сервиса» согласен, что на поток клиентов в первую очередь влияют отзывы. По его словам, затраты на рекламу соотносимы с прибылью, которую она приносит. «Мы пробовали размещаться в «Яндексе», «2ГИС», раздавали флаеры. Да, количество людей увеличивается, но доход от них лишь покрывает траты на такую рекламу. Это характерно для большинства компаний такого профиля», - считает Денис.
Поиск клиентов
Затраты на рекламу — одна из ключевых статей расходов. Вячеслав Березкин ищет клиентов на площадке «Авито». Чтобы обеспечить постоянный поток заказчиков, пользуется услугами продвижения на площадке. В месяц, по его оценкам, на маркетинг уходит порядка 30 тыс. рублей. Кроме того, чтобы компанию и ее мастеров рекомендовали, необходимы хорошие отзывы.
«Рейтинг и отзывы очень важны. Бывают и задержки, и накладки, бывает, что предоставленная услуга не соответствует ожиданиям заказчика. Поэтому иногда приходится работать даже бесплатно, лишь бы клиент был доволен. Зато все это компенсируют хорошие отзывы. Люди приходят, видя высокую оценку и по рекомендациям. Например, контакты мастера могут распространять по общедомовым чатам. Тогда клиенты идут к тебе целыми подъездами», - говорит Вячеслав.
Владелец «Академ Сервиса» согласен, что на поток клиентов в первую очередь влияют отзывы. По его словам, затраты на рекламу соотносимы с прибылью, которую она приносит. «Мы пробовали размещаться в «Яндексе», «2ГИС», раздавали флаеры. Да, количество людей увеличивается, но доход от них лишь покрывает траты на такую рекламу. Это характерно для большинства компаний такого профиля», - считает Денис.
Ремонт бытовой техники подвержен сезонности — спрос падает в мае, когда начинается череда праздников, подготовка к отпускным, начало отпускного сезона. По словам Вячеслава, он открыл бизнес как раз в мае и третий год подряд видит в этот месяц сокращение клиентов. Кроме того, в зависимости от времени года меняются и запросы клиентов.
Денис Тырышкин отмечает, что перед Новым годом и в новогодние праздники люди обращаются с просьбой о ремонте телевизоров. После Нового года - всплеск ремонта телефонов.
От сезона зависит и поток клиентов. Нормальный показатель - от трех до десяти заявок в день. В среднем - около ста человек в месяц. Именно столько, по словам Дениса, необходимо, чтобы оставаться на плаву. Мастер, который выполняет в день две-три заявки, отмечает Вячеслав, может зарабатывать до 120 тыс. в месяц. По данным ORO и «Авито Услуги», средняя выручка исполнителей в сфере ремонта техники и электроники в России составляет 135 тыс. рублей в месяц.
Сколько можно заработать
Ремонт бытовой техники подвержен сезонности — спрос падает в мае, когда начинается череда праздников, подготовка к отпускным, начало отпускного сезона. По словам Вячеслава, он открыл бизнес как раз в мае и третий год подряд видит в этот месяц сокращение клиентов.
Кроме того, в зависимости от времени года меняются и запросы клиентов. Денис Тырышкин отмечает, что перед Новым годом и в новогодние праздники люди обращаются с просьбой о ремонте телевизоров. После Нового года - всплеск ремонта телефонов.
От сезона зависит и поток клиентов. Нормальный показатель - от трех до десяти заявок в день. В среднем - около ста человек в месяц. Именно столько, по словам Дениса, необходимо, чтобы оставаться на плаву. Мастер, который выполняет в день две-три заявки, отмечает Вячеслав, может зарабатывать до 120 тыс. в месяц. По данным ORO и «Авито Услуги», средняя выручка исполнителей в сфере ремонта техники и электроники в России составляет 135 тыс. рублей в месяц.
Автор: Александра Морозова
Реклама: АО «Тинькофф Банк», лицензия ЦБ РФ №2673, www.tinkoff.ru, ЕРИР токен: 4CQwVszH9pSXMLxnrJa Реклама: ООО «ЭЛЕКТРОМИР», www.atvira.ru, ЕРИР токен: 4CQwVszH9pSXMLxoCKQ Реклама: Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (микрокредитная компания), www.sofp.ru, ЕРИР токен: 4CQwVszH9pSaLJKffgS Реклама: ООО «КЕХ ЕКОММЕРЦ», www.avito.ru, ЕРИР токен: 4CQwVszH9pSXMLqNv85