Екатеринбург — город, где можно творить
Как фестиваль «Стенограффия» превратил уличное искусство в визитную карточку города
важные темы для тех
кто любит наш город
Екатеринбург давно закрепил за собой репутацию столицы уличного искусства. Во многом это заслуга фестиваля «Стенограффия», который за 16 лет стал не просто культурным событием, а целым институтом, влияющим на городскую среду и формирующим новый образ мегаполиса.

В новом выпуске проекта «Екатеринбург. В ваших планах"  фаундер маркетингового агентства для девелоперов DммммIVER Дарья Кузнецова обсуждает уличное искусство с руководителем  «Стенограффии» Анной Клец.
Анна рассказала:

  •  как «Стенограффия» стала крупным международным и мультиформатным проектом, 
  • где проходит черта между вандализмом и искусством,
  • почему рисунки на стенах в Екатеринбурге — это больше чем просто картинки.
Слушайте подкаст на удобных площадках:
Яндекс.Музыка
Apple Podcasts
Telegram
Spotify
и на других платформах
Яндекс.Музыка
Apple Podcasts
Telegram
Spotify
и на других платформах
А также смотрите на YouTube
Город, в котором возможно свободное творчество
На самом деле, термин «столица уличного искусства» в профессиональной среде считается довольно провинциальным и не особо кому-то нравится. Анна Клец рассказала, что команда «Стенограффии» придумала его в начале фестиваля — для яркого позиционирования. В целом, именно так он и работает. Но в последние годы уличное искусство активно развивается во многих городах и в том числе — в Нижнем Новогороде.
Анна уверена: главное не количество арт-объектов, а то, как ими живёт город. Екатеринбург стал местом, где уличное искусство не воспринимается как вандализм, а стало частью городской идентичности. Городская администрация активно поддерживает «Стенограффию» и подсказывает организатором, как встроить объекты в будущие планы благоустройства, чтобы сохранить их надолго.

В Екатеринбурге проходит не только «Стенография», но и другие фестивали уличного искусства. Например, в городе проводился стрит-арт фест «Карт-бланш» и паблик-арт программа «ЧО». Вместе они сформировали культурный ландшафт города и превратили Екатеринбург если не в столицу, то точно в центр притяжения для уличных художников.
«Жители не просто наблюдают, они становятся соучастниками. Кто-то помогает как волонтер, кто-то берет кисти и сам преображает забор во дворе»
От хаоса к институции
«Стенографию» в 2010 году создали Евгений Фатеев, фотограф Андрей Колоколов и граффити-художник Константин Рахманов. На старте фестиваль сильно отличался от того, каким мы знаем его теперь. Сотни художников приезжали в Екатеринбург, жители которого тогда не были привычными к рисункам на улицах. Поэтому художников задерживала полиция, жители жаловались, а команда решала бытовые и организационные коллапсы. Но энтузиазм оказался сильнее.
«У тебя нет денег, нет опыта, но есть вера и амбиции. Первые годы мы сами вытаскивали ребят из отделений полиции, убеждали горожан, что это не вандализм. Со временем город привык — и сегодня уличное искусство стало нормой».
В первые годы фестиваль был особенно тяжелым для команды. Ведь все лето уходило на его проведение, а весь оставшийся год — на заработок денег на организацию следующего феста. Это привело к тому, что команда сильно выгорела и уже задумывалась о том, чтобы завершить фестивальную историю. 
Но в этот момент о фестивале в Екатеринбурге узнали в «Газпром нефть» и предложили расширить «Стенограффию» на города присутствия компания в рамках программы социальных инвестиций «Родные города».

«Гастрольный тур» длился целых пять лет и охватила 13 населенных пунктов —  от Петербурга до поселков за Полярным кругом.
Искусство как инструмент развития
Сегодня «Стенография» не ограничивается росписями фасадов. Фестиваль работает на стыке искусства, технологий и урбанистики. Например, команда вместе с TehnoRoom два года подряд проводит рейв «Прогресс» на Хлебозаводе № 6, который сейчас трансформируют в креативный кластер.
Бизнес также видит ценность в коллаборациях. Партнерами фестиваля становятся девелоперы, которые понимают, что арт-объекты делают район привлекательнее.
«Наша главная задача — формировать наибольшее количество смыслов на квадратный метр»
Екатеринбург будущего
Анна Клец называет «Стенографию» движением, которое формирует новую логику жизни в городе.  В будущем — которое, на самом деле, уже сейчас — команда «Стенограффии» надеется реализовать проект города-кластера в Екатеринбурге. Он подразумевает, что фестиваль не будет просто событием, а станет культурной платформой, объединяющей музыку, кино, моду и технологии.
Уже сегодня команда работает в этом направлении и активно развивается технологически. Например, экспериментирует с искусственным интеллектом, создавая совместные проекты с нейросетями и роботами. Первый подобный проект появился на «Стенограффии» еще в 2018 году — до того, как нейросети стали мейнстримом.
«Мы живём в эпоху художников. Нейросети снимают вопрос „как сделать“. Перед нами стоит другой: „что делать?“. И ответ на него зависит только от нас».
В этом материале использованы фотоматериалы из соцсетей фестиваля «Стенограффия». Авторы фото: Антон Улатов, Настя Иванова, Анатолий Настоящев, Данил Mynamestreets, Григорий Постников, Олег Ковалюк, резидент ФОРМА 42, Максим Лоскутов, Дмитрий Чабанов, а также Анна Ситникова и Виктор Коноваленков
scm.ru
Перейти на сайт СКМ
Редактор — Влада Ямщикова
Верстка и дизайн — Анна Коваленко
Редактор монтажа — Алексей Школа

Реклама. ООО «СКМ Девелопмент» ИНН 6671180698, erid:F7NfYUJCUneTSxXBJ2yU