Фестивали как часть бренда Екатеринбурга
важные темы для тех
кто любит наш город
Екатеринбург переживает фестивальный бум. И в центре этого движения — Парк Маяковского. За несколько лет он превратился из парка с "Лопни шариками" в культурную точку притяжения с собственной философией и событийной повесткой.

В новом выпуске подкаста «Екатеринбург. В ваших планах» фаундер маркетингового агентства для девелоперов DммммIVER Дарья Кузнецова встретилась с директором парка Маяковского Павлом Зубакиным, чтобы обсудить фестивальную составляющую города.
Павел рассказал:

  • изменения в парке за последние годы;
  • значение фестивалей для имиджа Екатеринбурга в целом;
  • фестивальное будущее города.
Слушайте подкаст на удобных площадках:
Яндекс.Музыка
Apple Podcasts
Telegram
Spotify
и на других платформах
Яндекс.Музыка
Apple Podcasts
Telegram
Spotify
и на других платформах
А также смотрите на YouTube
Парк, который изменился
Несколько лет назад парк Маяковского был похож на место из старого мультфильма: шум, случайные аттракционы, тир на фанере. Но потом все изменилось.

В парк пришла новая команда, во главе с Екатериной Кейльман и начались перемены. Из парка выселили «лопни шарики», зимой увели каток с центральной аллеи на просторную площадку фан-зоны — в общем, начали реформировать парк. Четыре года назад Кейльман ушла из руководства парка, и ее место занял Павел Зубакин, который работал с ней в одной команде
Так в парке продолжились реформы и формирование собственного бренда парка. Он стал не ЦПКиО, а Парком Маяковского. Местом, где сценарии поведения горожан варьируются от прогулки в лесу до кинопросмотра под открытым небом.

Изменения почувствовали и горожане, и бизнес. Даже зимой, когда парк прежде замирал, теперь, по словам директора парка, фиксируется трафик, сопоставимый с летним. Объекты общепита, ранее закрытые в холодный сезон, сегодня работают круглый год.
«Людей стало не просто больше — они стали другими»
От Масленицы до фестиваля уличных театров
Фестивали в Екатеринбурге были всегда — если под ними понимать массовые праздники к «красным дням» календаря. Масленица, например, остается самым посещаемым днем года в Парке Маяковского. Ее посещают до 70 тысяч человек за день.

Но за последние годы формат фестивалей в парке сильно изменился. Помимо традиционных событий, в парк стали приходить крупные частные компании. Например, СКБ «Контур» запустил собственный ежегодный фестиваль науки и технологий «Пикник IT».
Появились и новые культурные форматы. Например, фестиваль уличных театров «Лица улиц». Это мероприятие, по мнению команды парка, стала органичным домом для театров: природные декорации создают уникальный опыт как для зрителей, так и для самих артистов.
«Главный критерий успешности фестиваля — это его регулярность»
Что отличает фестиваль от мероприятия
В парке Маяковского чётко разделяют понятия «мероприятие» и «фестиваль». Первый — это событие с одним фокусом: лекция, турнир, праздник. Фестиваль — это всегда мультижанровая история. Там должно быть всё: музыка, еда, лекции, активный досуг. Он строится вокруг разных аудиторий и сценариев поведения.

Один из самых запомнившихся фестивалей последних лет — фан-зона ЧМ-2018. Павел Зубакин считает этот опыт уникальным: он объединил тысячи людей в едином эмоциональном переживании, и именно тогда парк начал восприниматься как площадка событий федерального масштаба.
Сегодня крупнейшие фестивали, такие как «Ночь музыки» или «ГикКон», выбирают парк как пространство, где можно реализовать сложные сценарии на большом количестве квадратных метров.
«Очень хочется мероприятие, на которое прилетят. И из Москвы, и из Владивостока»
Не креативом единым
Одна из главных проблем для развития фестивалей в городе — дефицит подходящих площадок. Проведение фестиваля упирается не только в креатив и ресурсы, но и в безопасность и развитую транспортную инфраструктуру.

Парк Маяковского — одна из немногих площадок города, которая соответствует требованиям по антитеррористической защищенности: здесь есть ограждения, видеонаблюдение, охрана. Здесь же есть удобная логистика для гостей, чтобы все смогли добраться до парка. Именно это делает кго привлекательным не только с позиции разнообразия площадок, но и с точки зрения безопасного проведения любого мероприятия.

При этом в городе уже есть прецеденты расширения фестивальных локаций. Например, Летний парк «Уралмаш» начал забирать часть трафика у Маяковского, проводя собственные события.
«А как вы будете безопасность обеспечивать?» — это первый вопрос"
Культурные бенефиты против коммерческой окупаемости
Фестивали редко бывают прибыльными. Их сила — в долгосрочных эффектах: 

  • усилении туристической привлекательности, 
  • формировании имиджа города, 
  • привлечении партнёров и жителей.
Частные компании участвуют в них не ради прямой прибыли, а чтобы поддержать ценности бренда, наладить контакт с аудиторией, заявить о себе в городском контексте.
Один из таких кейсов — кинотеатр под открытым небом «Кинолето». Появившийся после пандемии, он стал способом вернуть горожанам ощущение совместного киновечера. В этом году один из показов сопровождался живым оркестром, озвучивавшим фильм. Такой подход к деталям, по мнению директора парка, не даёт формату застояться.
«Фестиваль, в первую очередь, — это атрибут города»
Фестивальное будущее
По мнению Павла Зубакина, фестиваль — это часть городского ДНК. Они не только украшают лето, но и развивают городскую идентичность, укрепляют связи, открывают площадки и смыслы. Екатеринбург, по его словам, только в начале этого пути. А парк Маяковского — не вершина, а точка отсчёта.

Например, на сегодняшний день две группы остаются в тени фестивального движения — это пенсионеры и люди с ограниченными возможностями. Парк уже запускает инклюзивные форматы, но полноценного, продуманного фестиваля, например, для старшего поколения, пока нет. Эту нишу в парке считают точкой роста для всех ивенторов города.
scm.ru
Перейти на сайт СКМ
Редактор — Влада Ямщикова
Верстка и дизайн — Анна Коваленко
Редактор монтажа — Алексей Школа

Реклама. ООО «СКМ Девелопмент» ИНН 6671180698, erid:F7NfYUJCUneTSxXBJ2yU